Главная / Блог / Алгоритм действий работодателя перед и после изменений в охране труда с 01.09.2022

Алгоритм действий работодателя перед и после изменений в охране труда с 01.09.2022

Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября? 

Нужно ли проходить внеочередную проверку знаний по охране труда после 1 сентября?

Множество вопросов возникают относительно п.2 Постановления 2464 «документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия».

Отвечаем: применять положения этого пункта можно только в том случае, если обучения работников, проведенные ранее «покрывают» те требования по обучению (работники обучены по первой помощи, применению СИЗ и требованиям охраны труда), которые изложены в Постановлении №2464.

В процессе рассмотрим, что делать организациям, в которых внеочередное обучение проводилось. Надо ли переобучать работников и в каком случае можно воспользоваться положениями п.2 Постановления 2464 («документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия»)?

Отметим, что Постановление №2464 регламентирует форму обучения и дополняет и так  ранее существовавшие требования по обучению оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ и обучению требования охраны труда.

Итак, что нужно сделать работодателю:

  1. «Вписать» процедуру обучения по охране труда по новым требованиям в Систему управления охраной труда (можно включить в само Положение по СУОТ или сделать отдельное положение/порядок по обучению);
  2. Удостовериться, будет ли легитимно после 1 сентября 2022 года имеющееся обучение работников, а именно, нужно проверить «полноту» этого обучения на соответствие положениям Постановления №2464, «покрывает» ли имеющееся обучение те требования, которые оно излагает.

    Приведем несколько примеров. Нужно проверить:

    • обучен ли электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования правилам использования (применения) СИЗ (пусть даже в рамках обучения по охране труда);
    • обучены ли лица, которым требуется обучение по оказанию первой помощи согласно Постановления 2464 (не важно, в Учебном центре, отдельной программой, или в рамках обучения по охране труда);
    • обучен ли руководитель и другие лица по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (Возможно эти темы изучались во время прохождения обучения по охране труда для руководителей и специалистов в Учебном центре в рамках Постановления 1/29. Правда, для подтверждения этого необходимо будет запросить в Учебном центре программу обучения, по которой обучались руководители и специалисты);- обучен ли специалист по охране труда правилам использования (применения) СИЗ (вот это обучение вряд ли будет иметься);
    • обучены ли работники, выполняющие работы повышенной опасности, безопасным методам и приемам выполнения этих работ (отдельной программой или в рамках обучения требованиям охраны труда);
    • т.п.

    Допустим, что обучения имеются и +/- соответствуют требованиям Постановления №2464.

    Тогда можем оставить обучение «рядовых» работников «в покое» до следующего планового обучения, а уже плановое обучение проводить по новому порядку.

  3. Для обеспечения непрерывности процесса обучения (инструктажи и прием на работу новых работников никто не отменял) необходимо обучить в Учебном центре некоторые категории работников, а именно:
    • для проведения инструктажей – обучаем проводящих их работников по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот инструктирующий проводит инструктажи);
    • для проведения обучения – лиц, проводящих обучение, по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот обучающий проводит обучение;
      Здесь мы считаем, что в целях экономии средств имеет смысл назначать обучающим и инструктирующим одних и тех же работников, а именно непосредственных руководителей, т.к. инструктаж на рабочем месте в любом случае должен проводить непосредственный руководитель работника (п.22).
    • для проведения проверки знаний – членов комиссии по проверке знаний (по всем тем направлениям, по которым она проводит проверку: первая помощь, СИЗ и все программы обучения требованиям охраны труда, которые обязательны для работников, в отношении которых проводится проверка знаний);
    • для проведения обучения оказанию первой помощи – лицо, проводящее обучение по оказанию первой помощи, должно быть обучено по программе обучения по оказанию первой помощи и по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
  4. Для работников, обучающихся у вас в организации, проверить соответствие документов по инструктажам (программ первичного инструктажа или других документов, т.к. определение объема инструктажа теперь возможно не только в программах) и программ обучения требованиям Постановления №2464. При несоответствии их требованиям Постановления №2464 – актуализировать. Не забыть обратить внимание, кому необходимо проходить обучение по оказанию первой помощи и использованию (применению) СИЗ, включить эти темы в программы обучения по охране труда;
  5. Составить перечни по обучению с указанием количества работников по каждому перечню:

    • перечень работников, которым нужно обучение (по каждой программе обучения) и которые освобождены от него;
    • перечень работников, подлежащих инструктажам и освобожденных от него;
    • перечень работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте и которые освобождены от нее;
  6. В случае выполнения работниками организации работ повышенной опасности в организации должны быть разработаны и утверждены следующие перечни:

    • Перечень работ повышенной опасности;
    • Перечень работников, непосредственно выполняющих работы повышенной опасности;
    • Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности.

    • Обновить формы журналов инструктажей, по старым – оформить завершение их ведения;
    • Проверить наличие матерально-технической базы, учебно-методической базы для проведения обучения у себя (с 1 марта работодателям, проводящих обучение у себя в организации необходимо будет подавать сведения об их наличии для внесения себя в реестр организаций, осуществляющих деятельность по обучению своих работникам вопросам охраны труда).

При принятии решения о том, организовывать обучение у себя в организации или в Учебном центре, необходимо просчитать кого обучать, по скольким программам и где необходимо проводить обучение. Самые большие затраты, по нашему мнению, могут возникнуть при обучении инструктирующих и членов комиссии по проверке знаний, т.к. их нужно обучать всем программам, обязательным для работников, которых они инструктируют или знания которых проверяют.

Так же отмечаем, что часть обучений можно проводить у себя, а часть в Учебном центре. Так же на выгоду повлияет количество работников и текучка в вашей организации. Универсальной формулы «как будет выгоднее» привести нельзя, организация индивидуально должна это просчитать. Для примера лишь приведем расчет, чтобы показать, как влияет количество обучаемых работников, и место проведения обучения и различные сочетания мест обучения в зависимости от программы.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив